ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ОСКОРБЛЯЕТ ПАЦИЕНТ?
Оскорбления в адрес медицинских работников, к великому сожалению, стали чуть ли не нормой нашего общества. Многие настолько привыкли к хамству пациентов, что стараются не обращать внимания.
Если чиновники и представители силовых ведомств защищены специальным законом, то исполняющие свой профессиональный долг в сложных психологических условиях врачи и медперсонал защищены не более всех остальных. В вопиющей ситуации первый шаг —
чёткое понимание врачом своих прав и желание защищаться.
Оскорбление — то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» (КОАП РФ, статья 5.61). Это могут быть ругательства, неприличные жесты и иные физические действия (например, плевок, и тому подобные поступки) . Такое правонарушение наказывается административным штрафом до 3000 рублей.
Необходимо отличать оскорбление от клеветы, которая подпадает под действие статьи 128.1 Уголовного кодекса. Борьбе с клеветой пациентов, в том числе и в интернете, будет посвящена отдельная статья.
Если пациент оскорбляет врача, рекомендуется следующий алгоритм действий:
Постарайтесь записать речь пациента на мобильный телефон (диктофон или видео). После включения записи необходимо назвать своё имя и сообщить, что запись проводится для доказательства правонарушения, совершаемого в отношении Вас. В 90% случаев включение записи прекращает конфликт, поскольку хамство не терпит организованного отстаивания своих прав.
Если включение записи не прекратило развития конфликта, вызовите охрану/полицию, которые обязаны принять меры к неподобающе ведущему себя пациенту. Когда вы решите привлечь грубияна к ответственности в суде, то сможете документально доказать факт и причину обращения в правоохранительные органы. Такое доказательство в дальнейшем может быть оценено судом как имеющее решающее значение.
Далее постарайтесь заручиться поддержкой невольных свидетелей вашего оскорбления, не забудьте взять контактную информацию – номер телефона, адрес и ФИО. При обращении в суд наличие свидетелей будет очень важным аргументом.
Необходимо в устной, а затем и в письменной форме (образец служебной записки), проинформировать своего непосредственного руководителя об инциденте, подробно описав его детали. Если в распорядке Вашего ЛПУ есть пункт о правилах поведения пациентов, сошлитесь на конкретный пункт правил, что будет дополнительным плюсом в защите.
Составьте заявление в прокуратуру, приложив к нему текст расшифровки записи инцидента, копию служебной записки руководству, объяснительную записку свидетелей, подтверждающие факты, указанные в вашем заявлении.
Перед подачей заявления в прокуратуру обратитесь в профсоюз медицинских работников, даже если вы не состоите в нем, юридический отдел не оставит вас без консультативной помощи.
Не позднее 30 дней со дня подачи заявления прокурор обязан вынести мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении или мотивированное определение об отказе в возбуждении.
Как видите, алгоритм действий при оскорблении врача не так сложен, главное — помнить о своих правах и отстаивать их. Не давайте хамству портить Вам жизнь.