ПЕРВЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ

Научно радеющий об улучшении российского здравоохранения ЦНИИОЗ, после выпуска методички по дистанционной записи на приём с речевыми модулями для регистраторов, провёл исследование уровня медицинской безграмотности пациентов и создал для врача правила общения с пациентом.  
Директор ЦНИИОЗ профессор Ольга Кобякова в своём телеграм-канале презентовала новое исследование «Оценка грамотности населения в вопросах здоровья, включая навигационную грамотность». Навигационная грамотность – умение найти нужную информацию, в остальном анализ выявлял не столько грамотность, как её понимают врачи, а грамотность с позиции обывателя, что врачи трактуют как медицинскую безграмотность. Учёные снизили планку до уровня «названия понимаю, знаю, как найти», не более того.  
Для количественного определения уровня медицинской грамотности учёные задали по 89 вопросов 2 627 респондентам среднего возраста 42 года. Выяснилось, что российский обыватель разбирается в медицине на 67,2 балла из 100, и хуже всего даётся гражданам понимание лечения болезней, что авторы исследования расценили «скорее как положительный момент». Индекс грамотности в лечении (ГЗЛ) определяли по умению составить маршрут в поисках медпомощи и усвоению рекомендации, индекс напрямую коррелировал с адекватностью самооценки здоровья.
Лучше всего народ «сечёт» в профилактике и ЗОЖ, но более трети респондентов не имели понятий о рациональном питании. Каждый пятый респондент получил оценку «самый высокий уровень грамотности в вопросах здоровья, что намного выше, чем, например, в Германии (7,3%), Болгарии (11,3%) и США (12,0%)». Женщины в примитивной медицине грамотнее, но мужчины лучше знают, где искать нужную информацию. Как считают учёные, неумелый поиск мешает своевременному получению медпомощи и следованию ЗОЖ.
Для повышения грамотности обывателей в вопросах здоровья специалисты ЦНИИОЗ предложили врачам «стандартный набор правил» общения с пациентом из 7 пунктов. Каждое правило подробно объясняется, в кратком изложении получается примерно следующее:
  1. Не самоутверждайтесь за счёт пациента — равноправного участника лечебно-диагностического процесса;
  2. Говорите на понятном пациенту языке и откажитесь от медицинского «жаргона»;
  3. Добивайтесь понимания пациентом рекомендаций;
  4. Объясняйте всё на конкретных примерах и сравнениях;
  5. Короткие фразы и умеренный темп изложения помогут быстрее запомнить информацию;
  6. Пациент нервничает, будьте доброжелательны и нивелируйте возможность эмоционального взрыва;
  7. Убедитесь, что пациент задал все вопросы и уяснил ответы на них.
«Необходимо расширить линейку курсов повышения квалификации для медицинских работников по эффективной коммуникации, конфликтологии и ведению социальных сетей», — авторы не указали адресата, вероятно, это рекомендация для организаторов здравоохранения.
Для повышения грамотности населения предлагаются мероприятия на уровне ЛПУ, региона и страны, в частности руководству ЛПУ следует учить правильному общению весь персонал, организовать обратную связь с пациентами, в соцсетях и на сайте разместить «короткие инструкции с последовательностью действий пациента в определенных случаях» и при конкретных заболеваниях, раскладывать-развешивать информационные материалы и «обеспечить удобной навигацией внутри». Должно помочь.
Узнайте больше у нашего специалиста:

Ушкова Мария Михайловна

Руководитель МАМЭК

Со мной прошли обучение свыше 1000 клиентов
Мой опыт работы более 4-х лет

Запросить консультацию
🔥 ДАРИМ 1000 рублей за ПОДПИСКУ! 🔥

👉🏻 Приглашаем Вас вступить в наше Сообщество в VK и быть в курсе актуальных новостей в сфере Медицины и Здравоохранения!

✅ подпишитесь на нашу группу в ВК
✅ отправьте нам личное сообщение «ХОЧУ СКИДКУ»
✅ получите в ответ промокод на 1 000 р. на любой курс (Повышение квалификации, Профессиональная переподготовка, Баллы НМО, подготовка Портфолио)

Бесплатная консультация
Баллы НМО | Портфолио | Повышение квалификации | Профессиональная переподготовка
Запросить специальные условия для организации
Узнать больше у специалиста
или
Загрузка карточки организации