Минздрав РФ опубликовал три проекта примерных программ профессиональной переподготовки педиатров и терапевтов, которые по новому постановлению Правительства России могут после непродолжительного переобучения работать анестезиологами-реаниматологами, хирургами и травматологами-ортопедами. Программы, в зависимости от уровня подготовки специалиста, имеют длительность 1 296, 864 и 504 часа.
Примерные программы переподготовки, уточняют в Минздраве, разработали, чтобы создать единый подход к переобучению терапевтов и педиатров по новому постановлению правительства №2351 от 20 декабря 2022 года. Документ позволяет врачам трудиться по трем непрофильным специальностям, что должно сократить дефицит кадров в первичном звене. До решения правительства по приказу Минздрава №707н «лечебники» и педиатры, чтобы работать на указанных должностях, должны были пройти ординатуру.
Все три программы ( анестезиология и реаниматология , травматология и ортопедия , хирургия ) унифицированы по формальным признакам и содержат такие блоки, как цели обучения, его плановые результаты, учебный план, примерное наполнение учебных модулей, а также организационно-педагогические условия, требования к аттестации и примеры оценочных материалов.
Самые объемные программы длительностью 1 296 часов (около 9 месяцев, 36 часов в неделю) предложены для окончивших специалитет по направлениям «лечебное дело» и «педиатрия». Курсы длительностью 864 часа вводятся для прошедших ординатуру/интернатуру укрупненной группы специальностей «клиническая медицина», а для тех, кто имеет ординатуру по 17 конкретным специальностям, включая «онкологию», «урологию», «офтальмологию» и другие, объем подготовки ограничили 504 часами.
Объем лекций во время обучения, говорится в условиях программ, не должен превышать 10% от общего количества часов аудиторных занятий, а минимум половина всех занятий должны проходить очно. Практические навыки специалистов предложено развивать двумя путями: с помощью симуляционного курса в мультипрофильных аккредитационно-симуляционных центрах на базе медвузов либо в форме стажировки.
Кроме сугубо профильных навыков по каждому направлению, специалисты во время подготовки изучат, как проводить экспертизу случаев оказания медпомощи по профилям, назначать и проводить медицинскую реабилитацию, анализировать медико-статистическую информацию, вести медицинскую документацию, а также проводить профилактические мероприятия.
Переподготовка – один из предлагаемых Минздравом инструментов по наполнению отрасли кадрами по конкретным специальностям. Последняя инициатива ведомства предполагает введение ускоренного режима правок приказа №707н, чтобы можно было позволить еще большему числу работников проходить программы профпереподготовки. Эта инициатива, как и идея позволить значительному числу медработников переобучаться на онколога, пока не принята.